Разбросаны по земле подмосковной, по долам и весям, во множестве старинные деревни и сёла. Когда они возникли и кто жил под нашим бездонным русским небом? На многие вопросы уже не найти ответа. Как не найти уже на карте многих деревень: ветер перемен унёс молодёжь от сельской жизни в города, и запустели когда-то оживлённые тракты. И заросли бурьяном остовы изб. Судьба пощадила село Бисерово, дала ему второе дыхание, как говорится, "влила новое вино в старые меха". Выросшее на берегу реликтового озера, каких всего двадцать в Подмосковье, село на протяжении многих столетий дышит печными трубами, продолжает расти. Возобновились службы в Богоявленском храме. Многое изменилось за последние пятнадцать лет!
Село Бисерово. Здесь иной образ жизни, нежели в Москве и даже в Купавне, иной ритм, и даже воздух иной. В промозглый ветреный февральский день воздух пахнет дымком - топится церковная печь, дымок стелется над домами. Но этот старый как мир способ обогреть своё жилище подчас собирает страшную дань: в прошлую пятницу сгорел дом Демидовых. Сейчас улица щерится обгоревшим остовом, напоминая как внезапно близко к людям может подкрасться беда.
Давно мечтают жители села о проведении газопровода. Как скоро это может случиться в их жизни - время покажет. Сейчас можно говорить только о завершении проектных работ, да ещё приезжали из Ногинска, из БТИ (бюро технической инвентаризации).
Одна из больших проблем села - трудности с водой. Особенно в периоды наплыва дачников - в летнее время. Тогда за водой выстраиваются очереди. Сейчас в селе два действующих колодца - возле храма и на въезде. Лет двадцать-тридцать назад их было пять, а в годы юности старожилов и того больше. Но как пояснили в Старокупавинской администрации, этим летом начнут работать ещё две колонки: на Слободской и возле дома №45.
Слободка. Этому участку села порядка сорока лет. В шестидесятые годы начали давать землю под застройку, вот и бразовалась вторая улица. У этой улицы своя нумерация домов.
За последние годы сильно меняется социальный состав села. Только за последние тридцать лет ушли из жизни около 170 бисеровцев. Из коренных жителей - дворов пятьдесят осталось. Приведу лишь небольшую часть старинных бисеровских фамилий: Емельяновы, Ананьевы, Арефьевы, Березины, Бариновы, Анисимовы, Малкины, Пыловы, Горбачевы, Дороньевы, Тучины. А всё Бисерово - это около ста десяти - ста двадцати дворов.
Дальше - за селом - "микрорайон". Здесь живут приезжие, осевшие возле живописного озера. Живут своей отдельной жизнью, вздыбив вверх кирпичные стены типовых особняков. Старожилы называют из "кремлёвские богачи". Охранять свои "богатства" они нанимают местных ребят. Такова жизнь: богачей сейчас сторожат военные лётчики, инженеры и вообще честные люди. И, кстати, не чураются этой работы. Что поделаешь, если жизнь наша российская сейчас во многих своих проявлениях перевёрнута с ног на голову. И Бисерово - не исключение.
Дом Пыхтиных Елизаветы Алексеевны и Ивана Андреевича гостеприимный. В выходные и праздничные дни из Балашихи приезжают навестить дочь Татьяна и зять Павел. Посещают храм, затем трапезничают, ходят в гости, а если гость сам зайдёт, -- в "красный угол" посадят. Сама хозяйка отработала 33 года на фабрике. Вспоминает она о далёких годах: "Тогда почти все бисеровские работали на фабрике, редко кто в Москву ездил. Автобусов тогда не было, на смены ходили через лес. Особенно трудно весной и по осени, когда воды и грязи было много. Палочкой-выручалочкой для бисеровских был Михаил Васильевич Водопьянов - Герой Советского Союза, чья дача стояла невдалеке. Бывало, даже на крышу своей серенькой "Волги" посадит, лишь бы все доехали до фабрики. А сам не ездил - сыну наказывал: всех подвозить. Кстати, благодаря ему была заасфальтирована в начале семидесятых дорога в селе и ремонтировалась она каждый год".
Вспомнили маму Елизаветы Алексеевны - бабушку Анну. До закрытия церкви несла она послушание на клиросе, была певчей. Сейчас на клиросе её правнучка - Ксения. Всё возвращается на круги своя, ничего не проходит бесследно на земле.
Елизавета Алексеевна уже давно на пенсии. А тут незадача - сломала лодыжку на гладком кафеле купавинского магазина. И самое обидное в этой болезни, что в марте должны они с Иваном Андреевичем отмечать тридцатилетие совместной жизни. Хочется, чтобы был настоящий праздник.
Время года - ранняя осень. Утренние автобусы маршрута №37 переполнены. Купавинцы плотным строем пересекают поле и скрываются в лесной чаще в направлении стрельбища. Некоторые через несколько часов возвращаются к остановке, а след других в лесах теряется в районе Щемилово и посёлка Зелёный. Местные жалуются: "Самим грибов и ягод не хватает". Впрочем, были времена: таскали корзинами одни белые и подосиновики. Сейчас же заезжие грибники выстригают даже поганки. А уж как лес запоганили свалками... Заедут на машине и выкинут, что самим стало не нужно. О, времена! О, нравы! Канули в Лету массовые гулянья на озере, когда бегали босиком по траве, не боясь порезаться. Сейчас мимо озера лучше проехать на автобусе и печально смотреть сквозь пыльное окошко на свалки мусора. Ведь нет настоящего хозяина у жемчужины Подмосковья. А раньше...
Некогда село Бисерово находилось в вотчине Спасо-Андроникова монастыря, о чём мы узнаём из документов 1624 года, времён Михаила Фёдоровича "Кроткого", самого первого из династии Романовых. Значит, через пару лет будет ровно 380 лет с момента первого упоминания села в исторических документах.
Несколько лет назад не по годам мудрая пятилетняя внучка Елизаветы Алексеевны на вопрос, сколько ей лет, отвечала: "Шесть! Ведь я же годик у мамы под сердцем жила". Ответ этот созвучен с историей самого села Бисерово, - ведь оно появилось задолго до того, как было занесено в соответствующий исторический реестр.
В документе от 1624 года упоминается также Богоявленская деревянная церковь. В 1814 году на месте этой церкви поставили новую - каменную, с тем же посвящением празднику Богоявления Господня. Эта церковь и дошла до нашего времени. Построена она была из кирпича, произведенного на местном заводе села Бисерово. В трапезной было устроено два придела - в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь преподобного Сергия Радонежского. Через два года у сельчан круглая дата - 180 лет каменной церкви.
Не обошли богоборческие времена Богоявленскую церковь. По рассказам, когда в тридцатых годах батюшку, отца Василия, забрали, осталась матушка Мария Франциевна с тремя детьми. С тех пор, и это просто чудо, храм не был осквернён. До 1989 года он простоял без священнослужителя. Хлопотали местные жительницы, и в Ногинск, и в Москву ездили, чтобы прислали священника. Охраняли пустое здание от тех, кто растаскивал его по кирпичику. Своими руками латали дырявую крышу, чтобы храм дожил до хороших времён. Хранили у себя церковную утварь, напрестольный Евангелие. Многих из них уже нет в живых. Нет уже Веры Кузьминичны Бариновой, много сил отдавшей, чтобы отстоять родной храм. Бабушки сохранили основу - Веру и память. Это их молитвами стоит село.
Прежние безбожные годы не могли пройти бесследно и не сказаться на людях. Пил безбожно народ, по всей матушке-России пил. И сёла наши не исключение. Но неправильно только негативное изображать. Плохое всегда видно, всегда на людях. А хорошее не всякий разглядит. Как говорится, "хорошая слава под лавочкой сидит, а дурная по дорожке бежит". Так за годы после открытия храма многое стало меняться и в людях. Усилиями настоятеля о. Сергия Дворецкого ежегодно дети из Воскресной школы, а также их родители и педагоги отправляются в паломнические поездки по монастырям и святым российским местам. Прошлым летом вместе с ребятами из посёлка Рыбхоз они жили и участвовали в церковной жизни Валдайского Иверского Святоозёрского Богородицкого мужского монастыря.
Живёт бабушка Женя одиноко. Случается, за водой к колодцу с кружкой ходит - большую тяжесть не поднять. Навещают её соседи. Помогает внучатый племянник Борис Владимирович. Помогает бабушке Жене и своей матери. Помогает, жертвуя своей семейной жизнью. Иначе совсем туго им пришлось бы. Ведь даже запастись топливом на зиму - проблема. 4 тонны угля стоят 5 тысяч 600 рублей. Правда, для льготников поменьше - около 2900 рублей. Но и это больше, чем две месячные пенсии.
Это самая страшная наша болезнь - не чувствовать одиночества и страданий ближнего своего. Во всём Бисерове их осталось трое - бабушка Женя, Любовь Малкина и Елизавета Бирюкова - старушки той, довоенной эпохи, чья сегодняшняя жизнь по совести должна была бы считаться национальным достоянием. Но махнули мы на них рукой, откупились нищенской пенсией. Мне было стыдно входить в нетопленую избу и видеть старушку, одиноко сидящую на стуле и смотрящую на меня уже почти невидящим взглядом. Она так и не стала солдатской вдовой. Она просто никогда не выходила замуж. Возможных женихов отняла у неё война. Она честно проработала всю жизнь, ухаживала за больной сестрой и матерью. И сейчас она даже не может дойти до церкви, которую в молодости вместе с Верой Бариновой и Любовью Малкиной охраняла от российских вандалов. Это поколение, отдавшее всего себя неблагодарным потомкам. Это результатами и её неимоверных трудов обогащаются сегодняшние нувориши. Ведь праведность единиц является залогом благоденствия остальных.
Усилиями Совета ветеранов, Старокупавинской администрации, настоятеля храма Богоявления о. Сергия Дворецкого в мае 1999 года на месте старой библиотеки был установлен памятник-часовенка в честь 39 бисеровцев, которые не вернулись с полей сражений. Их имена навечно занесены в список героев. Строительство это стало воистину народным. Многие прихожане Богоявленскогой церкви, предприятия посёлка Старая Купавна внесли пожертвования на возведение мемориала. На открытии часовенки благочинный о. Михаил Ялов сказал: "В Бисерове теперь стоит памятник, которого давно жаждала православная душа". В тот день вечно живые солдаты из подмосковного села вернулись домой, потому что человек живёт там, где его помнят и любят.
Автобусная остановка. Низкое февральское небо гонит с порывами ветра рваные тучи. Скоро окончатся холода, а с весной появляются у людей новые заботы, новые радости. Скоро будет тепло. Но пока потемневший снег с проталинами, на которых колосится прошлогодний бурьян, покрывает пейзаж до горизонта, и этот пронизывающий до костей ветер кажется единственным вечным элементом в этой изменчивой картине бытия. И только мираж вишнёвого сада висит разноцветным маревом в воздухе - мираж вырубленного огромного вишнёвого сада, который много десятилетий назад раскинулся от Бисерова до дороги, убегающей к берегам живописнейшего озера.
Благодарим за помощь в подготовке материала Бурова Ивана Александровича, Емельянову Надежду Константиновну, Шальневу Тамару Васильевну, Еремеева Николая Ивановича, Жакова Сергея Филипповича.